Как проверить катушку зажигания на БМВ

23 сентября
194
Обсудить

Для владельцев автомобилей BMW различных годов выпуска, от классических Е36 до более поздних E46 и E39, проблема нестабильной работы мотора — не редкость. Если двигатель начал «троить», особенно на холостых оборотах, и машина плохо тянет, первое, на что стоит обратить внимание, — это система зажигания. Главный подозреваемый в данном случае — катушка (модуль) зажигания. Этот важный элемент электрооборудования создает высоковольтный импульс для свечи. Хотя конструкция бмв стала сложнее, проверка осталась достаточно легкой задачей.

Очень часто владельцы на форумах пишут сообщения: «Машина заводится, но на холостых троит, проверял свечи — нормально. Что делать?» Правильный ответ — начать с проверки катушек. Вообще, причины могут быть и другими (форсунки, датчики), но сначала стоит исключить эту простую неполадку.

Явные признаки неисправности: на что смотреть в первую очередь

Явные признаки неисправности
Явные признаки неисправности

Прежде чем открыть капот и начать работу, важно понять симптомы. Обычно неисправность катушки проявляет себя очень ярко.

  • Троение двигателя и вибрация. Это основной признак. Мотор работает неустойчиво, особенно заметно это на низких оборотах. При разгоне могут быть пропуски зажигания, движок захлебывается. Очень часто проблема обостряется при повышенной влажности или после мойки двигателя.
  • Потеря мощности и повышенный расход топлива. Автомобиль плохо разгоняется, педаль газа отзывается вяло. ЭБУ, пытаясь компенсировать пропуски, обогащает топливную смесь, что ведет к перерасходу бензина.
  • Загорается Check Engine. Блок управления («мозги») фиксирует пропуски воспламенения в конкретном цилиндре и сохраняет соответствующий код ошибки (например, P0301 – пропуски по 1-му цилиндру). Проверить коды — первое, что нужно сделать.
  • Проблемы с запуском. Если неисправна не одна катушка, а несколько, завести машину становится почти невозможно. Двигатель может схватывать, но сразу глохнуть.

Важно учесть, что похожие симптомы возникают и при неисправных свечах, высоковольтных проводах (на моделях, где они есть), проблемах с подачей топлива (бензонасос, топливный фильтр) или воздуха (засоренный воздушный фильтр, неисправность датчика массового расхода воздуха). Поэтому диагностика должна быть комплексной.

Быстрая диагностика: поиск виновного цилиндра

Быстрая диагностика
Быстрая диагностика

Перед тем как снять катушки для детальной проверки, следует точно определить проблемный цилиндр. Самый быстрый и верный способ — перестановка.

  • Считать коды ошибок. Подключите диагностический сканер (тестер) к разъему OBD-II. Наличие кода с номером цилиндра (P0301, P0302 и т. д.) сильно сужает круг поиска. Однако, код — это следствие, а причиной может быть и свеча.
  • Метод перестановки (самый надежный). Снимите катушку с «виновного» цилиндра и поменяйте ее местами с заведомо исправной от соседнего цилиндра. Сбросьте ошибки, заведите мотор и дайте ему поработать пару минут. Если ошибка перескочила на другой цилиндр — вина катушки доказана. Это поможет сохранить время и деньги.

На разных авто форумах в разделе, посвященном BMW, можно найти десятки тем с аналогичными вопросами. Там пользователи делятся опытом, выкладывают видео и схемы. Часто ответ на ваш вопрос уже есть в архиве, достаточно ввести запрос в поиск по сайту.

Визуальный осмотр: то, что видно сразу

Визуальный осмотр
Визуальный осмотр

Перед проверкой приборами обязательно проведите тщательный визуальный осмотр. Иногда проблему можно обнаружить сразу.

  • Трещины или сколы на пластиковом корпусе. Любое повреждение корпуса приводит к утечке высокого напряжения и пробою на массу.
  • Следы пробоя (нагар, черные дорожки, белесые точки). Осмотрите всю поверхность катушки, а особенно внутреннюю часть свечного колодца (куда вставляется свеча). Хорошо видимые следы — верный признак неисправности.
  • Оплавление или окисление контактов в электрическом разъеме. Проверьте состояние самого разъема и штекером. Плохой контакт ведет к перебоям.
  • Признаки попадания масла. Если под клапанную крышку попадает масло, оно разрушает резиновые уплотнители и изоляцию катушки. Наличие масла в свечных колодцах — прямой показатель проблемы с уплотнениями.

Если визуально никаких повреждений не обнаружил, тогда переходим к проверке с помощью мультиметра.

Проверка мультиметром (омметром): измеряем сопротивление обмоток

Проверка мультиметром
Проверка мультиметром

Этот метод позволяет проверить целостность обмоток катушки — первичной и вторичной. Вам потребуется обычный мультиметр с функцией измерения сопротивления (Омы). Работу следует проводить на снятой катушке.

  1. Подготовка. Снимите катушку с двигателя. Обычно для этого нужно отсоединить электрический разъем (фишку), нажав на защелку, и открутить один болт крепления.
  2. Проверка первичной обмотки. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления на самый низкий предел (до 200 Ом). Подключите щупы к контактам электрического разъема катушки. Исправная первичная обмотка должна показать сопротивление в пределах 0.2–1.0 Ом. Значение бесконечности (обрыв) или ноль (короткое замыкание) говорит о неисправности.
  3. Проверка вторичной обмотки. Переключите мультиметр на более высокий предел (до 20 кОм). Один щуп подключите к одному из контактов первичной обмотки, а второй — к выходному контакту высокого напряжения (металлический наконечник внутри колодца для свечи). Нормальное сопротивление вторичной обмотки обычно составляет 5–15 кОм. Точные данные рекомендуется найти для вашей модели двигателя.

Однако, помните, что данный способ не всегда выявляет межвитковое замыкание, которое проявляется только под нагрузкой. Если катушка проходит проверку омметром, но проблема осталась, скорее всего, она неисправна и требует замены.

Замена катушки зажигания: пошаговая инструкция

Замена катушки зажигания
Замена катушки зажигания

Если диагностика подтвердила неисправность, старую катушку нужно заменить на новую. Порядок работ следующий:

  • Приобретение новой запчасти. Лучше выбрать оригинальные запчасти (OEM) или качественные аналоги от проверенных брендов (Bosch, Bremi). Для машин с большим пробегом иногда целесообразно менять комплект катушек, чтобы через месяц не пришлось проделывать всю работу сначала.
  • Подготовка. Обязательно отключите минусовую клемму с аккумулятора. Это стандартное правило безопасности при работах с электрооборудованием.
  • Снятие старой катушки. Отсоедините электрический разъем. Открутите болт крепления (обычно на 10). Аккуратно, покачивая из стороны в сторону, потяните катушку вверх. Она должна выйти из свечного колодца.
  • Установка новой катушки. Вставьте новую катушку в колодец, убедившись, что она плотно села на свечу. Закрутите болт крепления ( не перетягивайте). Подключите электрический разъем до щелчка.
  • Проверка. Подключите аккумулятор. Заведите двигатель и убедитесь, что вибрация и «троение» исчезли.

После успешной замены не забудьте стереть коды ошибок из памяти ЭБУ с помощью сканера. Иначе лампа Check Engine может продолжать гореть.

Заключение

Итог
Итог

Проверка и замена катушки зажигания на BMW — это не страшная и не сложная задача, с которой можно справиться самостоятельно в гаражных условиях. Главное — делать все последовательно, внимательно и соблюдать технику безопасности. Не бойтесь заглянуть под капот своей машины — это действительно проще, чем кажется! Удачи в ремонте

Комментарии